Притча о блудном сыне

Лук.15:11-32
«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.»

Взглянем на эту притчу, казалось бы, в ней все просто: был отец, был сын. Сын, движимый страстями, захотел жить по-своему, взял свою часть имения и ушел от отца в далекую страну, где стал жить распутно. Растратив имение, пройдя через многие лишения и скорби, он раскаялся и вернулся к отцу, который принял его с радостью и любовью. На первый взгляд — это история падения и раскаяния, в которой все сказано.

Но очень мало кто в этой притче обращает внимание на то, что в ней присутствует еще и старший сын, который не уходил. Казалось бы, для чего? Ведь чтобы рассказать о падении и восстании достаточно и одного сына, для чего введен образ другого? Чтобы разобраться в этом, посмотрим на то, что же делает старший сын. О нем говорится только в конце притчи и говорится не очень приятно: по возвращении своего младшего брата он разгневался и весьма ожесточился, осудив и своего брата, и даже самого отца. Это весьма странно: ведь он не уходил, ведь он не отрекался, то есть должен был сохранить неповрежденной, незапятнанной ту любовь, которая с самого начала была в нем к своему отцу и к своему брату. Но была ли она?

Зададим простой вопрос: в конце этой притчи, в итоге, кто более любит отца и отчий дом, младший сын или старший? Несомненно младший. Но почему? Ведь он падал, ведь он отрекся, ведь он пропадал. Совершенно удивительный итог: тот, кто познал зло, приобрел больше добра, чем тот, кто был всегда в добре, но, как оказалось, не имел его в себе.

На заре человечества в Эдемском саду, как мы знаем, существовало древо с весьма странным названием: древо познания добра и зла. Странно это название потому, что его не так просто применить к состоянию первозданного Адама. Получается, что он как будто бы не знал ни того, ни другого. Относительно зла – это понятно, Адам его не знал. Но разве Адам не знал добра, ведь он был с Богом и в Боге? Почему бы не назвать это древо просто древом познания зла?

Обратим внимание на один интересный факт – ответ Адама Богу после грехопадения: «…жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3:12). Как этот ответ напоминает слова старшего сына в притче о блудном сыне: «…а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк 15:30). В обоих этих фразах слышно отсутствие добра, отсутствие любви в сердце, обвинение ближних, но не себя. Напротив, младший сын ни о чем более даже не помышлял, как только о том, чтобы вернуться и сказать отцу: «…отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк 15:18-19). Сколько в этих словах содержится любви и добра! Как это ни странно, но познав зло и отторгнув его от себя раскаянием, он стал лучше, добрее, чем его старший брат.

Что же, получается, чтобы стать праведником, нужно до этого побыть грешником? Чтобы стать хорошим, нужно побыть плохим? Чтобы познать добро, нужно познать зло? Да, но точнее будет сказать: не познать зло, но быть испытанным злом, быть искушенным злом. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам…» (Мф 18:7). – говорит Спаситель в Евангелии от Матфея. А св. апостол Иаков в своем соборном послании пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1:12). Также и многие святые отцы указывали на необходимость искушений как испытания. Только побеждающий зло может приобрести добро.

Содержание этой притчи приводит нас к пониманию смысла существования зла в этом мире. Это отнюдь не бессмысленное следствие свободы личности, но оно служит для испытания этой свободы. Мы не оправдываем зло, но указываем на его место в окружающем бытии. И это понимание дает нам ответ на множество вопросов. Например: почему произошло грехопадение прародителей, или почему Бог попускает всему потомству Адама пребывать под первородным грехом. Без испытания злом невозможно приобрести добро. Благодать Святого Духа входит только в чистый сосуд, прошедший через горнило искушений. Если бы Адам не удалился от Бога, он остался в состоянии старшего сына, который, хотя и был внешне вместе с отцом, но внутренне далеко отстоял от него, не имея его в сердце.

Очень часто люди задают вопрос: «Если Бог есть любовь, то почему в мире существует зло?» Ответим так: если цель человеческой жизни, согласно преподобному Серафиму Саровскому состоит в стяжании Святого Духа Божия, то приобрести Его в своем сердце мы можем, только если сначала победим и изгоним из него вражду, ненависть, зависть и прочее зло, которое стремится обитать в нем. Аминь.