Преображение Господне

Мф 17:1-9
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Наверное, многих, читавших Евангелие, неоднократно смущал тот факт, что Спаситель стремится скрыть Свои чудеса. Ярким примером этому может служить Евангельское повествование о Преображении: за Христом следовало несколько тысяч человек, но он берет только троих ближайших учеников, возводит их одних на гору и тайно преображается пред ними. Казалось бы, нет лучшей возможности убедить людей в Своем Богосыновстве: все бы увидели Его чудесное Преображение, услышали бы Отеческий глас. Но Спаситель этого не делает, и этот пример далеко не единственный. Также и после Своего чудесного Воскресения Господь является только ближайшим ученикам, и то не сразу. Почему же, спрашивается, Он не явился тем архиереям, старцам и книжникам, которые предали Его на распятие, и вообще всему тому народу, который кричал Пилату: «Распни Его!», и самому Понтию Пилату? Ведь тогда бы они, наверное, уверовали и спаслись. Более того, Христос в ходе Евангельского повествования неоднократно обличает ищущих чудес. Фарисеи и книжники ходили за Ним толпами, прося показать им знамение, которое бы убедило их в том, что Он есть обещанный Израилю Мессия. Он же не давал им знамения и говорил: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 16:4).

Вообще, этот вопрос можно расширить и поставить так: почему всемогущий Бог не являет человеку в течение его земной жизни явных доказательств Своего бытия? Ведь несомненно, что в области разума доказательств бытия Божия не существует. Невозможно доказать, что Бог есть, равно как и невозможно доказать, что Его нет. Но что бы было, если бы Бог представил нам эти доказательства, если бы мы явились свидетелями какого-нибудь великого чуда, подобно Преображению или Воскресению? Большинство, скорее всего, просто бы не поверило, подобно тому как Господь говорит в притче о бедном Лазаре: «…если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 16:31). А если бы кто и убедился, то была бы польза от такой веры по необходимости? «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак 2:19) – пишет святой апостол Иаков в своем Соборном Послании. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2:26). Несомненно, что пользы ко спасению от такой веры бы не было. А те, кто уже пребывает в Господе и имеет, и веру, и дела, нуждаются ли в каких-либо чудесных доказательствах? Скорее всего нет. Получается, что доказательства в одном случае бесполезны, а в другом — просто не нужны. А усиленно ищут чудес лишь те, кто подобно евангельским книжникам и фарисеям стремится оправдать свое неверие.

Почему же тогда Господь все же являл чудеса? Чтобы повлиять на сердце человека, недаром большинство чудес Христа связано именно с делами милосердия, то есть воздействуют на человеческое сердце. На заре христианства именно такой характер чудес Спасителя явился одним из критериев отделения канонических Евангелий от апокрифических. Чудеса Христа не поражают человеческое воображение, не пленяют ум, — такими будут чудеса антихриста, но они умиляют человеческое сердце. Часто также Господь являет чудеса тем людям, которым предстоят серьезные испытания веры. Так во время Преображения Господь взял с Собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Всем им в недалеком будущем предстояли серьезные испытания: апостол Петр будет следовать за Христом после Его взятия иудеями, апостол Иоанн будет присутствовать при Распятии Христа, апостол Иаков первым из апостолов примет мученическую кончину.

Братия и сестры! Не будем уподобляться роду лукавому и искать чудесных доказательств бытия Божия, потому что смысл отношения человека к Богу состоит не в том, чтобы знать, что Бог есть, а в том, чтобы любить Бога и поступать во всем согласно этой любви. «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Аминь.