Память святого апостола Фомы

Ин 20:19-29.
«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В наше время существует немало людей, которые говорят о себе, что они атеисты. Однако это слово нельзя признать полностью удачным для характеристики их мировоззрения. Атеизм, как отрицание Бога вообще, встречается крайне редко, чаще всего человек отрицает представления о Боге, которые преподают религиозные учения, но, тем не менее, имеет собственное понимание Бога, как, например, некоего разумного начала всего бытия или абсолютной любви, добра и тому подобное.

Навязывание людям какого-то строго определенного понимания Бога является неправильным, так как отрицает личную индивидуальность, в силу которой человек может иметь свое представление о Боге, основанное на личных особенностях восприятия и мышления. Бог непостижим в своей сущности, мы лишь постигаем Его проявления в нашей жизни, которые имеют индивидуальный характер для каждого человека. Можно также заметить, что если бы Бог требовал от всех людей единого представления о Себе, то Он изначально заложил бы это представление в человеческое сознание. Определенное понимание Бога было бы для нас самоочевидным, как, например, то, что 2х2=4.

Итак, Бог не требует от человека строго определенного представления о Себе, но он требует строгого исполнения Своей воли, которая выражается в нравственных заповедях. Именно это Свое требование Бог вкладывает в каждого человека изначально в виде совести, которая одинакова у всех людей. Если собрать вместе представителей разных народов, имеющих различные религиозные представления и культуру, то хотя их понимание Бога будет различаться, представления о нравственности окажутся одинаковыми. Любой человек скажет, что накормить голодного, одеть нагого, помочь раненому или больному, и вообще пожертвовать чем-то своим ради другого человека – это добро, и, соответственно, делать нечто противоположное – это зло.

Многие мыслители считали наличие у человека совести доказательством бытия Бога, в частности немецкий философ Иммануил Кант писал так: «Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога, учреждающего и утверждающего нравственность, награждая добро и наказывая зло».

Главная задача Церкви Христовой заключается не в том, чтобы навязать человеку какой-то определенный образ мышления, а в том, чтобы научить человека слушать свою совесть и поступать согласно ее повелениям. Если даже атеист заявляет, что он не верит в Бога, но при этом всегда поступает по совести и жертвует собой ради других людей – он уже является верующим человеком.