Вознесение Господне

Мф 28:16-20
«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Своим преславным Вознесением Господь наш Иисус Христос завершил Свое земное служение, а возвещенное Им благовестие начало распространяться святыми апостолами по всему миру. Тот факт, что Господь дал нам Святое Евангелие, всегда был предметом достоинства и гордости христиан, однако же, если разобраться, этот факт должен устыжать нас. Вот, что пишет святитель Иоанн Златоуст: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уже хотя бы вторым путем». (Свт. Иоанн Златоуст. «Творения. На Евангелие от Матфея беседа I». Изд. СПб. Духовной Академии. Т. 7, стр. 5-6.)

Нам понадобилось Евангелие потому, что мы стали пренебрегать своей совестью — тем самым нравственным регулятором, который изначально дан каждому человеку от Бога. Человек не был сотворен бессовестным, и именно своей совестью руководствовалось то множество праведников, которые жили до пришествия в мир Спасителя. Как, спрашивается, не зная известного нам Священного Писания, стал праведником Енох, или Ной, или Авраам? И почему мы, знающие Евангелие, не достигаем их праведности? Потому, что зерно нравственности изначально закладывается в человека Богом в виде совести, а Священное Писание только лишь помогает этому зерну взойти и вырасти. И не только Священное Писание, но и вся церковная жизнь и богослужения служат этому.

Но вместе с совестью человеку дается от Бога также и свобода, в том числе и свобода идти против своей совести. Однажды ослушавшись этого гласа Божия внутри себя, человек становится на путь нравственной деградации и начинает жить выдуманной духовностью, заглушая угрызения совести мнимыми добродетелями. Совесть говорит такому человеку: «Посмотри, что ты творишь! Ты оскорбил, обманул, украл! Ты был высокомерен, жесток и немилосерден! Ты жаден и купаешься в роскоши, когда твои ближние бедствуют!» А человек отвечает: «Отвяжись от меня! Я регулярно посещаю храм и участвую в богослужении. Я соблюдаю пост и читаю молитвы. Я делаю пожертвования для церкви. Мое положение в обществе дано мне Богом и, значит, я угоден Ему». Так, порой всю жизнь, и спорит человек с Богом, отвергая Его справедливые укоры и прикрываясь мнимой праведностью.

Совесть, как внутренний нравственный закон, нельзя пытаться заменить внешними человеческими правилами, какими бы благими они не казались. В противном случае человек попадет в состояние духовного самообмана, которое закончится нравственным уродством. То, что дает нам церковь, не должно заменять нашу совесть, но должно пробуждать ее. Именно в этом – в пробуждении нашей совести – заключается предназначение и Евангелия, и Таинств, и вообще всей церковной жизни. И ради этого приходил в мир Спаситель.