Лк. 18:18
«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: всё это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.»
Известно, что иудейский народ был хранителем Ветхозаветного Откровения, то есть закона, и они считали не без известной доли логики, что человек вполне может спастись исполняя закон Моисеев. То есть достаточно соблюсти все заповеди и предписания, а если и согрешил, то можно принести жертву для очищения греха, и всего этого достаточно для спасения. Поэтому иудеям было не совсем понятно, для чего же пришел Христос, и чему он еще может научить, когда по их мнению все уже дано. Это недоумение в некоторой степени выражено в вопросах юноши ко Спасителю. Он как бы говорит: «Вот, я все написанное в законе исполняю. Чего же еще мне недостает? Чему еще ты учишь?»
Но апостол Павел в своих посланиях многократно утверждает, что человек не может оправдаться перед Богом исполнением закона. «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:15,16) — пишет он в послании к Галатам: «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3:23-25). Итак, закон был дан на некоторое время «по причине преступлений» до «пришествия веры» для познания человеком своей греховности, «ибо законом познается грех». На основании этих слов апостола Павла протестанты полагают, что достаточно уверовать во Христа, как в своего Спасителя, и можно ничего уже более не делать.
Но истинная вера не может быть без дел. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26) — пишет св. апостол Иаков в своем Соборном Послании. Какие же это дела? Конечно же исполнение заповедей, но в первую очередь — следование за Христом через несение собственного креста: «…кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:27). Поэтому в Евангелии от Марка Господь говорит юноше: «…и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Марк. 10:21). Что такое крест? Это добровольное самоотвержение, принесение в жертву Богу ради спасения всего, что имеешь: имущества, здоровья, жизни. Что было крестом для этого юноши? То, что Господь повелел ему: «всё, что имеешь, продай и раздай нищим». Как Христос пожертвовал всем ради нас, также и мы должны отдать все самое дорогое ради Него. Для юноши самым дорогим было его имение, и отказ от него ради Христа было для него крестом, который он, к сожалению, не смог понести.
Мы часто рассуждаем подобно евангельским фарисеям: дескать мы исполняем заповеди, церковные повеления, а если и грешим, то регулярно исповедуемся. Значит, мы достойны спасения. Но при этом мы забываем слова Спасителя: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). То есть никакие наши дела не делают нас достойными спасения, и все мы проходим в Царствие Небесное только одной дверью, которая называется «прощение виновного». А о несении креста мы вообще порой даже не помышляем: привязываемся сердцем к имуществу, деньгам, родственникам, личному благополучию. И забываем слова Спасителя: «дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мр. 10:24). В этой фразе вместо слова «богатство», можно подставить что угодно. Если мы любим что-то или кого-то более, чем Христа, то мы недостойны Его, не можем нести свой крест, не можем идти вслед за Ним в Небесное Царство. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).
Будем же всегда готовы пожертвовать ради Христа всем, что имеем, как и Он пожертвовал всем ради нас. Тогда мы будем истинно нести свой крест и будем, как и апостол Петр, иметь дерзновение сказать Христу: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мр. 10:28) и услышим в ответ: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мр. 10:29-30). Аминь.