Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания

Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает самый трагический эпизод в истории человечества – грехопадение прародителей и изгнание их из рая. Грех, или зло, впервые появилось в мире, вошло в мир. В чем корень греха? Можем ли мы сказать, что причина греха в свободе человека? Ведь грех – это неправильная, ошибочная реализация этой свободы, злонаправленное ее использование. Может быть человеку было бы лучше изначально не иметь свободы? Но тогда он бы не был человеком, не был бы личностью.

Заметим, что грех появился не сразу, ибо Адам, хотя и был свободным, не имел в себе даже и помысла воспротивиться Богу и согрешить. Когда же появился грех? Когда возник соблазн, когда пришло искушение. Именно сам помысел воспротивиться Богу, который принес с собою древний змий, явился причиной греха. В Евангелии от Матфея Господь говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам…» (Мф.18:7). Заметим, Он не говорит: горе миру от свободы человека, лучше бы ему быть не свободным, но «горе миру от соблазнов». Именно соблазн есть корень греха. Причем искушение бывает порой настолько сильно и привлекательно, что даже парализует свободное произволение человека. Недаром Святая Церковь возносит к Богу прошения об оставлении грехов вольных и, как ни странно, невольных.

Но рассмотрим внимательнее эти слова Господа: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам…» (Мф 18:7). Вторая половина этой фразы весьма загадочна – «надобно придти соблазнам». Почему? Когда читаешь библейское повествование о грехопадении прародителей, не оставляет трагическое ощущение какой-то роковой ошибки, что Бог чего-то не учел, чего-то не предусмотрел. Но правильно ли такое рассуждение, если «надобно придти соблазнам»? Значит, соблазну нужно было возникнуть уже тогда, на заре человечества. И, значит, его возникновение – не бессмысленная роковая ошибка, но предвиденное Божие попущение. Какова роль искущений в этом мире? Святой апостол Иаков говорит: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1:12), а святой апостол Петр пишет: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1, 6–7). Тоже самое говорят и святые Отцы Церкви, например, прп. Макарий Великий: «…испытания различными напастями попускаются душам, чтоб обнаружилось явственно, которые из них любят Бога искренно. От начала века для святых патриархов, пророков, апостолов и мучеников было знамением избрания то, что они прошли по тесному пути искушений и скорбей и таким образом благоугодили Богу».

У слов Господа о соблазнах есть еще очень важное продолжение: «…горе тому, через кого они приходят» (Лк 17:1). Часто приходится слышать мнение, что падшие духи действуют как бы заодно с Богом, творя людям напасти, и будут впоследствии вознаграждены Им. Иногда тоже самое говорят и о злых людях. Слова Господа показывают нам ошибочность такого мнения: зло не оправдывается тем, что Бог обращает его во благо.

Братия и сестры! Противоборствуя грехам, мы не боремся с самими собой, с собственной свободой, но боремся с искушениями и соблазнами, которые навязывают нам падшие духи. Святой апостол Павел пишет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6:11,12). И чтобы им противостоять «…станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6:13-17). Будем помнить слова Святых отцов, что если кто приступает работать для Господа Бога, то пусть приготовит душу свою к искушениям, и слова преподобного Антония Великого, что если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного. Аминь.