Разговор Христа с самарянкой

Ин 4:5-43
«Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ земли, которую дал Иаков Иосифу, сыну своему. Был же там источник Иакова. Итак, Иисус, утомившись от дороги, сидел у источника. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Говорит ей Иисус: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

Говорит Ему женщина Самарянка: как Ты, Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо не имеют Иудеи общения с Самарянами. Ответил Иисус и сказал ей: если бы ты знала дар Божий, и Кто есть говорящий тебе: «дай Мне пить», — ты бы просила Его, и Он дал бы тебе воду живую. Говорит Ему женщина: господин. Тебе и зачерпнуть нечем, и колодец глубок. Откуда же у Тебя вода живая? Разве Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодец, и сам из него пил, и сыновья его и скот его? Ответил Иисус и сказал ей: всякий, пьющий от воды этой, будет жаждать снова; тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Говорит Ему женщина: господин, дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать. Говорит ей Иисус: иди, позови мужа твоего и приходи сюда. Ответила женщина и сказала: у меня нет мужа. Говорит Иисус: хорошо ты сказала: «у меня нет мужа», ибо было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж. Это ты истину сказала. Говорит Ему женщина: господин, вижу, что Ты пророк. Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться. Говорит ей Иисус: верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем, потому что спасение — от Иудеев. Но приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Говорит Ему женщина: знаю, что Мессия грядет, называемый Христос. Когда придет Он, то возвестит нам всё. Говорит ей Иисус: это Я, говорящий с тобой. Тут пришли ученики Его и удивлялись, что Он говорил с женщиной. Никто, однако, не сказал: что Ты ищешь? или: о чем говоришь с ней? Оставила тогда женщина свой сосуд для воды и пошла в город и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала. Уж не Христос ли Он? Вышли люди из города и направились к Нему. Тем временем просили Его ученики, говоря: Равви, ешь! Он же сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Говорили тогда ученики друг другу: не принес ли Ему кто-нибудь поесть? Говорит им Иисус: пища Моя — творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело. Не вы ли говорите: «еще четыре месяца, и жатва наступит»? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши, и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, чтобы вместе радовались и сеющий и жнущий. Ибо здесь оправдывается слово: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем не вы потрудились: другие потрудились, и вы вошли в труд их. Из города же того многие Самаряне уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей: Он сказал мне всё, что я сделала. Поэтому, когда пришли к Нему Самаряне, они просили Его остаться с ними. И Он остался там два дня. И еще больше народа уверовало по слову Его; и женщине говорили: уже не по твоим рассказам веруем; ибо мы сами услышали и знаем, что Он есть воистину Спаситель мира. А по истечении этих двух дней, Он вышел оттуда в Галилею».

Как удивительно и странно! Господь так просто открывает самарянке, что Он есть пришедший в мир Мессия, Христос. Почему же он не открывал этого иудеям, которые постоянно и настойчиво спрашивали Его об этом? Почему не говорил об этом даже ближайшим ученикам, но вдруг так просто открылся женщине-иноплеменнице? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно заметить, что в сознании иудеев к тому времени уже существовал, сложившийся на основе текстов священных книг, а еще более на основе предания законоучителей, образ грядущего Мессии-Христа. По их убеждениям это должен был быть политический вождь, который свергнет с евреев римское иго, и даст им мировое политическое господство в совокупности с материальным благоденствием. Причем так думали и ученики Христа, которые даже после Воскресения Спасителя спрашивали Его: «Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю?» (Деян 1:6).

Конечно же, Христос этому древнеизраильскому образу Мессии не соответствовал. Поэтому, когда Он прямо объявил первосвященникам о Себе, то был обвинен в богохульстве и распят. Вот как повествует об этом Святой Евангелист Марк: «Снова первосвященник спрашивал Его и говорит Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус же сказал: Я; и вы увидите Сына Человеческого, восседающего по правую сторону Силы и грядущего с облаками небесными. Первосвященник же, разодрав одежды свои, говорит: какая нам еще нужда в свидетелях? Вы слышали хулу! Как вам кажется? И все осудили Его, признав повинным смерти» (Мк 14:61-64). Самаряне же, в отличие от иудеев, никак не рассуждали о грядущем Христе, а только знали, что Он придет. «Говорит Ему женщина: знаю, что Мессия грядет, называемый Христос. Когда придет Он, то возвестит нам всё» (Ин 4:25).

Теперь становится понятным, почему Спаситель скрывал Свое мессианское достоинство от иудеев и так просто открылся самарянке. Здесь вполне уместно вспомнить притчу о ветхих мехах: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые» (Мк 2:21,22). То есть учение о Царстве Небесном, о Христе — Спасителе мира может быть правильно воспринято только умом чистым, чуждым всякого предубеждения и предвзятости.

Братия и сестры! Часто бывает, что мы приходим в Церковь и пытаемся воспринять ее учение умом, оскверненным различными лжемудрованиями о Боге, которые навязывает нам мир. Мы черпаем представления о Боге из литературных, философских, оккультных источников, и составив такой, несуществующий образ Бога в своем сознании, мы в итоге веруем в непонятно что. Более того, мы привносим свое лжемудрование в Церковь и пытаемся ее учение согласовать с нашими ложными представлениями. Все еретические воззрения в Церкви развивались именно таким образом: люди пытались присоединить к учению Церкви свое лжеименное знание и по своей гордости навязывали его другим людям. В пример к сказанному можно вспомнить знаменитую беседу, еще в прошлом веке произошедшую между неким священником и неким атеистом: ”При случайном знакомстве невер с некоторым апломбом продекларировал свое “свободомыслие”: “А знаете, батюшка, вы, может, будете поражены, но я не верю в бога”. “Что ж, — спокойно ответил священник, — я тоже”. И затем пояснил поверженному в недоумение собеседнику: “Видите ли, я тоже не верю в такого бога, в которого не верите вы. Я не верю в бородатого старика с дурным характером, которого вы себе представляете при слышании слова Бог. Бог, Которому я служу и Которого проповедует моя Церковь — другой. Это Евангельский Бог Любви. Вы просто не ознакомились всерьез с учением нашей Церкви, и потому, не зная истинный образ Бога, отвергаете ложную карикатуру на Него. И в этом вы правы”.

Но можно ли вообще в совершенстве познать Бога разумом? Во втором послании к Коринфянам святой апостол Павел в частности пишет, что «…знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор 8:1-3). В совершенстве познать Бога разумом нельзя, потому что Бог есть любовь, и он познается человеческим сердцем, которое изначально сотворено и предназначено для богопознания. Поэтому будем стараться очищать свое сердце от страстей и привлекать в него Христа через творение Его заповедей, ибо Он сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин 14:21). И еще: «…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14:23). И тогда мы обретем истинное познание Бога. Аминь.