Сретение Господне

15 февраля – один из двунадесятых праздников Православной Церкви – Сретение Господне. В этот день – сороковой по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица и Праведный Иосиф Обручник, следуя ветхозаветному закону, принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. По закону Моисееву женщине, родившей мальчика, в продолжение сорока дней было запрещено входить в храм. По окончании этих дней ей следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во очищение — голубку. Если семья была бедной, то вместо ягненка позволялось жертвовать также голубку, отсюда и берут начало евангельские слова «две горлицы или два птенца голубиных» (Лк. 2:24).

Но самым главным являлось то, что если в семье первенцем рождался мальчик, то над ним в храме совершался особый обряд выкупа первенца, который был установлен в память исхода евреев из Египта. Согласно Священному Писанию, исходу евреев из Египта предшествовали десять так называемых «египетских казней» – бедствий, постигших египтян за отказ фараона освободить порабощенный народ Израиля. В древности считалось, что величие народа определяется могуществом и силой того бога, которому он служит. Десятой казнью, от которой погибли все перворожденные дети египтян, Бог явил Свою власть над основными законами жизни и смерти. Но еврейских первенцев Бог пощадил, из-за чего повелел евреям посвящать Ему всякого первенца: «И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они» (Исход 13:1-2); «… и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай» (Исход 13:13). Обряд выкупа младенца являлся напоминанием евреям об этих событиях, как и говорится в книге Исход: «И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю…» (Исход 13:14-15).

Мы часто забываем о том, что православное богослужение так же является напоминанием о библейских и, особенно, евангельских событиях, воспроизводя в обрядовой форме жизнь и служение людям Спасителя. Годовой, седмичный и суточный богослужебный круг – все они снова и снова воссоздают перед нашими глазами жизнь и спасительный подвиг Иисуса Христа. Каждый элемент богослужения, каждый обряд несут с собой напоминание какого-то события из этого подвига. Нам скучно на службе потому, что мы безграмотны: мы не знаем, о чем нам напоминает тот или иной обряд. Например, отнюдь не все знают, что Божественная Литургия в символической форме воспроизводит все евангельские события: от проповеди Иоанна Предтечи до Вознесения Спасителя. А если бы мы это знали, то такое знание служило бы основой для размышлений о Боге, и богослужение не казалось бы нам скучным и бессмысленным театром. Воспитать в себе высоконравственного человека можно, только постоянно имея перед своими глазами примеры высоконравственной жизни и размышляя над этими примерами, чему и служит богослужение. И никакое богослужение, никакое Таинство, не в силах сделать нас нравственно лучше и чище, пока мы сами сознательно не захотим последовать тем примерам нравственности, которое оно нам преподает.