Светильник тела есть око

Лк 11:34-36
«Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?»

Что значит «светильник тела есть око»? Телесными очами мы воспринимаем окружающий мир, видим его многообразие и красоту, составляем суждение о нем. Поэтому, можно сказать, что телесное око, просвещая телесный разум, как-бы просвещает все тело. Если глаза человека больны или повреждены, то он не может хорошо видеть внешний мир, соответственно не может составить правильного суждения об окружающим бытии, и его разум, а с ним и все тело, как-бы пребывают во тьме. Но для чего Господь говорит эти слова ученикам? Чтобы, говоря о вещах материальных, привести к пониманию вещей духовных.

Человеческая душа в некотором смысле подобна телу, имея свои духовные очи, которыми воспринимает и судит об окружающем мире духовно. Не трудно догадаться, что если человеческая душа извращена грехом, больна страстями, то ее духовные суждения об окружающем мире и других людях также извращены. Часто говорят, что мы судим о других людях в меру собственной греховности, и это действительно так. Когда смотришь вокруг себя через синее стекло – все вокруг синее, когда смотришь через красное – все вокруг красное. Также и душа воспринимает мир и других людей через призму собственных грехов: для пьяницы – все вокруг пьяницы, для блудника – все вокруг блудники. Как тут не вспомнить слова пророка Давида: «Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе» (Пс 61:10). То есть мерки человеческие суетны, лживы, потому что оскверняются собственной греховностью.

Сказанные слова как нельзя лучше иллюстрирует христианская притча о монахе и воине:
«Сидел как-то у дороги толстый монах. Мимо проходил воин, лицо которого было изрезано многими шрамами. Взглянул воин на монаха и сказал:
— Ты уродлив, как толстая свинья!
— А ты прекрасен, как Сын Божий!
— Насмехаешься надо мной? — рассердился воин.
— Что ты! В людях видишь прежде всего то, что живет в твоей собственной душе — то, о чем размышляешь день и ночь. Я провожу время в раздумьях о Боге. А о чем твои помыслы?»

Святые отцы говорят, что правильное устроение души – это видеть других людей подобно ангелам. Видеть же людские пороки – это свидетельство собственной порочности. Часто спрашивают: как же тогда отличить осуждение от обличения? Ведь обличить грех порой бывает нужно, как же не осудить? Когда мы говорим: «этот брат согрешил», мы не осуждаем, но обличаем грех. Когда же мы говорим: «этот брат – грешник», вот тогда мы осуждаем, потому что отождествляем человека с его грехом, а это заведомо ложно: человек по природе – существо безгрешное, основа греха в падших духах и их хозяине – дьяволе.

Как слепой человек пребывает во тьме телесно, также и греховный человек пребывает во тьме духовно. И это духовное ослепление выражается не только в извращенном суждении о мире и других людях, но оно выражается также в неведении Бога, в невозможности войти с Ним в общение. Спаситель так говорит ученикам о неверующих в Него иудеях: «…сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:14-15).

Братия и сестры! Мы порой бываем так несомненно уверены в собственной чистоте и светлости, что позволяем себе смело рассуждать о Боге и других людях. Но давайте вглядимся в самих себя и спросим: свет, который в нас, не есть ли тьма? Аминь.