Рождество Христово

Сегодня в нашем обществе как никогда остро стоит проблема нравственного воспитания молодежи, потому что, разрушив коммунистические идеалы, мы отказались от системы нравственного воспитания молодежи советского периода, но оказались бессильны перед хлынувшей в нашу страну идеологии рыночных отношений, которые поставляют во главу угла материальное благополучие и деньги. Русское общество до коммунистической революции всегда возлагало ответственность за нравственное воспитание народа на Христову Церковь, что мы и стремимся сделать снова, приобщая подрастающее поколение к нравственным основам христианства.

Но духовное развитие человека и его умственное развитие – это совершенно разные вещи, порой совершенно независимые друг от друга. И тот подход, который мы практикуем для развития человеческого ума, совершенно не подходит для развития человеческого сердца. Главнейшее принципиальное отличие нравственного обучения от умственного заключается в том, что в нравственном воспитании не может быть теоретических занятий. В воспитании человеческого духа нет места теории, там есть только практика, основанная на примере учителя по принципу «Делай, как я». Многими учеными-педагогами, в том числе и советскими, было подмечено, что любые попытки научить ребенка жить по совести будут совершенно безуспешными, если также по совести не живут его учителя и родители. И напротив, имея перед собой живые примеры нравственного поведения, человек начинает духовно расти, даже без изучения каких либо теоретических основ этики.

Божественное домостроительство действует также. Бог не просто отдаленно учит нас заповедям на страницах Священного Писания, но Он сходит с небес и показывает нам пример, и говорит нам: «Смотри и делай, как Я!» Какую информацию прежде всего несет человеку Евангелие? Много ли там написано про богословские догматы, или церковные обряды, или про молитвы, поклоны и посты? Вся эта Книга в первую очередь – величайший нравственный пример для подражания. Также и мы не сможем научить своих детей поступать по совести, если сами не будем этого делать. Если мы сами не можем быть примером нравственной жизни, тогда нечего пытаться кого-то воспитывать.

Что является идеалом христианства? Всеобщая молитва? Или всеобщий пост? Или всеобщая богословская ортодоксальность? Идеал и конечная цель христианства – это всеобщая любовь, а все остальное – это всего лишь средства для достижения этой цели. Представьте себе такой вариант притчи Спасителя о виноградарях: хозяин виноградника дал бы виноградарям различные средства для ухода за виноградником, а некоторые виноградари стали бы использовать эти средства не для ухода за виноградником, а для собственных корыстных нужд. Похвалит ли хозяин работника за то, что он использовал средства, но не достиг результата? Нет, но он будет смотреть на результат, на плоды от виноградника. В притче о милостивом самарянине несчастному человеку помог именно он, а иудейские священники прошли мимо, хотя являлись носителями правильного догматического учения и обрядов. А самарянин исполнил нравственный закон, хотя он и был еретиком с их точки зрения.

Если бы смысл христианства заключался в догматическом или обрядовом учении, тогда Христу незачем бы было воплощаться. Теорию можно было бы передать через ученых богословов и литургистов. Но так как Бог восхотел научить человека любви, Он сошел на землю, чтобы учить нас Своим примером. Аминь.