Поминовение усопших

Сегодня Святая Православная Церковь возносит молитвы о всех от века почивших православных христианах. Для чего существует телесная смерть? Является ли она просто следствием гнева Божия на согрешившего человека или имеет какой-то полезный смысл? И почему она продолжает существовать даже после Воскресения Христа, даже после того, как «мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10)?

Приведем мысли отцов Церкви и известных богословов по этому вопросу.

Святитель Ириней Лионский: «Поэтому Он (Бог) изгнал его (Адама) из рая и удалил от древа жизни, не завидуя ему в древе жизни, как осмеливаются некоторые говорить, но милосердуя о нем, чтобы он не оставался навсегда грешником, и чтобы грех его не был бессмертен и зло бесконечно и неисцельно. Но Он задержал грех, полагая смерть и прекращая грех и делая ему конец через разрушение плоти, которая должна быть в земле, чтобы человек, некогда переставая жить для греха и умирая ему, начал жить для Бога».1

Святитель Феофил Антиохийский: «Человек подвергся смерти, но и в этом случае Бог оказал ему великое благодеяние, именно тем, что не оставил его вечно пребывать во грехе. Бог изгнал человека из рая, как бы в ссылку, чтобы человек в течение известного времени очистил свой грех и, вразумленный наказанием, снова возвращен был в рай. Если в сосуде, только что сделанном, обнаружится недостаток, его переливают или переделывают, чтобы он стал новым и целым; то же бывает и с человеком в смерти. Для того он и сокрушается ее силой, чтобы во время воскресения явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным».2

Святитель Василий Великий: «Так не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли ее на себя лукавым соизволением. Бог не воспрепятствовал нашему разрушению по причинам, …чтоб самого недуга не сохранить в нас бессмертным, как и горшечник такого глиняного сосуда, который течет, не захотел бы положить в огонь, пока переделкою не будет исправлен находящийся в нем недостаток».3

Святитель Григорий Богослов: «Впрочем, и здесь приобретает нечто, именно смерть в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным.»4

Он же: «О мудрость и милосердие Божие! Грех порождает смерть, а смерть убивает грех».5

Святитель Григорий Нисский: «Чтобы не увековечилось поселившееся в нас зло, по определению мудрого Провидения, сосуд на время разрушается смертью, чтобы по истечении зла преобразовалось человеческое естество, восстановилось к первоначальной жизни. Ибо в этом состоит воскресение — восстановление природы в первозданное состояние… Смерть есть благо, будучи для нас началом и путем изменения к лучшему».6

Святитель Иоанн Златоуст: «За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева.»7

Он же: «Тот, кто хочет перестроить развалившийся и ветхий дом, наперед выводит из него живущих, потом разрушает этот дом и снова воздвигает в лучшем виде… Так и Бог разрушает наше тело, намереваясь создать его вновь, и сперва изводит живущую в нем душу, как бы из какого дома, чтобы потом, воздвигнув его в лучшем виде, опять ввести в него душу с большею славою. Будем же обращать внимание не на разрушение, а на будущую славу».8

Святитель Кирилл Александрийский: «Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой — избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание».9

Преподобный Ефрем Сирин: «По милосердию ты сократил дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших».10

Профессор В.Н. Лосский: «Проклятие смерти никогда не было со стороны Бога «судебным преследованием». Смерть была наказанием любящего отца, а не тупым гневом тирана. Она исправляла и поучала. Она препятствовала увековечиванию расколотой жизни, была помехой беспечному пребыванию в противно-природном положении. Она не только полагала предел распаду нашей природы, но через присущую ей смертную тоску помогала человеку войти в сознание его положения и повернуться к Богу».11

Протоиерей Георгий Флоровский: «Смерть есть оброк греха, и в то же время врачевание. В смерти Бог как бы переплавляет сосуд нашего тела. Свободным движением согрешившей воли человек вступил в общение со злом, и к нашему составу примешалась отрава порока. И вот теперь, подобно некоему скудельному сосуду, человек в смерти распадается, а тело его разлагается, чтобы после очищения от воспринятой скверны через воскресение снова быть возведенным в первоначальный состав.»12

На основании всего вышесказанного можно утверждать, что телесная смерть необходима для человека, как необходимо лекарство для больного. Согрешив и отпав от Бога, человек, а вместе с ним и весь материальный мир, оказался в ненормальном, противоестественном состоянии, которое к тому же имеет свойство прогрессировать. Это состояние греховной отчужденности от Бога во всей совокупности своих проявлений именуется злом. Телесная смерть полагает предел этому состоянию и одновременно является первым этапом восстановления поврежденной человеческой природы, второй этап — воскресение. Лучший, а порой и единственный способ исправить нечто в корне поврежденное — это разрушить и воссоздать заново, поэтому Святые Отцы употребляют образ исправления некачественного глиняного сосуда, который можно только разрушить и слепить заново.

Дорогие братия и сестры! Не будем страшиться телесной смерти, которая есть только лишь лекарство для врачевания нашего поврежденного грехом естества, но будем бояться куда более страшной смерти – смерти духовной, которая есть отчуждение от Бога вследствие соделанных грехов. Эта смерть действительно страшна, потому что Бог может воскресить наше умершее тело, но не может воскресить умершую душу грешника, если он не покается. Прибегнем же к покаянию и слезам, дабы не быть нам мертвыми душею и не услышать от Господа сих страшных слов: «Пусть мертвые погребают своих мертвецов» (Мф. 8:22). Аминь.

1 Ириней, епископ Лионский, святитель. Творения. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Книга третья. Глава 23 (№6). СПб.: Репринт, 1900. С. 310

2 Цит. по: «Настольная книга священнослужителя». М. Издание Московской Патриархии, 1994, т. 7, С.106

3 Василий Великий, святитель. «О том, что Бог не виновник зла». Электронная версия: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/patrologia/Article/Vasil_NeVin.php

4 Григорий Богослов, святитель. «Слово 38, на Богоявление, или на Рождество Спасителя». Электронная версия: http://www.portal-slovo.ru/rus/theology/6241/10089/11359/

5 Цит. по: Пархоменко Константин, иерей. «Жизнь за порогом смерти». Электронная версия: http://azbyka.ru/parkhomenko/knigi/gizn_za_porogom_smerti-all.shtml

6 Григорий Нисский, святитель. Творения. Часть 8. Надгробное слово Пульхерии. М.: Репринт, 1865. С. 405)

7 Цит. по: «Настольная книга священнослужителя». М. Издание Московской Патриархии, 1994, т. 7, С.106

8 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Книга вторая. Слово 5-е. О Лазаре. СПб.: Репринт, 1898. С. 839, 840.

9 Цит. по: «Настольная книга священнослужителя». М. Издание Московской Патриархии, 1994, т. 7, С.106

10 Там же. С. 107.

11 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», приложение к журналу «Трибуна». Религиозно-филисофская серия. Выпуск 1. 1991. С. 283.

12 Флоровский Георгий, прот. «Воскресение мертвых». Электронная версия: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=707.