Обрезание Господне. Память свт. Василия Великого

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.

Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).

С самого начала бытия мира взаимоотношения Бога и человека строились на так называемых заветах. Это нечто подобное договору, когда две договаривающиеся стороны принимают на себя какие-то обязанности. Бог обещает человеку всяческие земные и небесные блага, а человек, в свою очередь обязуется исполнять данный Богом закон. Этот закон преподается Богом человеку в виде заповедей, которые могут быть разделены на две категории: закон нравственный и закон обрядовый. Нравственный закон учит человека тому, как следует отличать добро от зла. Он был преподан человеку в самом начале, полностью раскрылся в Десятословии Моисея, и остается неизменным. Основной смысл нравственного закона есть любовь людей к Богу и друг ко другу. В беседе с одним законником «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37-40)».

Можно сказать, что нравственный закон предназначен для человеческой души. Но так как человек имеет неразрывно связанные душу и тело, то Богом преподается ему еще и закон обрядовый — это те действия, которые человек должен совершать для благоугождения Богу: богослужения, жертвы, посты, молитвы и т. п. Как тело находится в подчинении души, так и закон обрядовый служит дополнением к нравственному закону, помогая человеку духовно совершенствоваться. Ошибка евангельских фарисеев состояла в том, что они поставляли обрядовый закон превыше нравственного. Господь обличает их в этом, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф 23:23).

В отличие от нравственного закона обрядовый закон изменчив, он менялся в каждом завете Бога с людьми: в Ветхом Завете он был один, в Новом — другой. Но это отнюдь не значит, что мы можем пренебрегать обрядовым законом или всячески самочинно изменять его. Господь наш Иисус Христос исполнил заповедь обрезания, и во всей Своей жизни он являлся ревнителем не только нравственного закона, но и обрядового. Так, например, как положено было иудею, он посещал Иерусалимский храм во все великие праздники, совершал с учениками Пасху и т.п. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5:17) — говорит Он.

В настоящее время очень странно наблюдать некоторых современных богословов, считающих, что можно как угодно манипулировать постановлениями обрядового закона. Так известный богослов протодиакон Андрей Кураев предложил перенести дату праздника Рождества Христова на 1 января, дескать так будет удобнее и правильнее с гражданской точки зрения. Представьте себе какого-нибудь древнееврейского книжника, который бы предложил перенести дату празднования Пасхи или Поставления Кущей. Нетрудно догадаться, что бы с ним сделали иудеи.

Да, обрядовый закон менялся. Но эти изменения по божественному откровению производили духоносные мужи, святость которых была засвидетельствована многими чудотворениями. Это пророки, апостолы, святители. Сегодня мы отмечаем память свт. Василия Великого, святость которого была засвидетельствована многими его современниками. Он внес свою лепту в христианский обрядовый закон: разработал многие канонические правила, написал чин Божественной Литургии. Все это он сделал по откровению свыше. Также по откровению от Бога в древности апостолы заменили обряд обрезания на христианское Таинство Крещения, в котором мы «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол 2:11).

Современные люди часто рассуждают так, что достаточно «иметь Бога в сердце», «творить добро», «всех любить», а в церковной жизни можно и не участвовать, потому что «это театр». Но Господь наш Иисус Христос являет нам важность неукоснительного исполнения обрядового закона. Братия и сестры, будем подобно Господу свято чтить и исполнять обрядовые постановления христианской церкви, зная о том, что это ведет нас к нравственному совершенству и единению с Богом. Аминь.