Светлое Христово Воскресение. Пасха

Христос воскресе!

Сегодня мы празднуем величайший христианский праздник – светлое Христово воскресение. Невозможно исчислить всех похвал, которые Святая Православная Церковь воссылает воскресшему Христу, спасшему нас от смерти. Но невольно с каким-то легким недоумением возникает вопрос: а что вообще изменилось? Да, Христос воскрес, но мы как продолжали умирать, так и умираем. А гонители и хулители христианства прибавляют: как вы говорите, что Христос спас вас от смерти, ведь вы все также умираете?

Причем, нужно отметить, что такое недоумение наблюдалось уже в первые века христианства. Как повествует апостол Петр, находились люди, которые спрашивали: “Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также”. (2 Пет. 3, 4). Иногда христиане отвечают так: мы воскреснем при Его Втором Пришествии. Но о том, что будет всеобщее воскресение, знали еще и до Христа. В Ветхом Завете имелось пророчество Иезекииля, зная о котором, Марфа говорит Христу о своем умершем брате Лазаре: «…знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин 11:24).

Для чего же тогда Спаситель умер и воскрес? Просто ли для того, чтобы убедить нас в том, что будет всеобщее воскресение? И отчего Он нас тогда спас? Чтобы понять смысл выражения, что Христос спас нас от смерти, необходимо в начале уяснить, что же такое смерть. Впервые в Библии слово “смерть” встречается во второй главе Книги Бытия в словах Бога, обращенных к Адаму: “…а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт. 2:17). И далее, в третьей главе, мы читаем, что Адам нарушил заповедь Божию, вкусил от этого дерева и… почему-то не умер. Вот как разрешают это мнимое противоречие святые отцы.

Преп. Симеон Новый Богослов: “Надобно знать, что, как человек имеет тело и душу, то смертей у него две: одна – смерть души, другая – смерть тела, равно как и два бессмертия – душевное и телесное, хотя то и другое в одном человеке, ибо душа и тело – один человек. Так, душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя девятьсот тридцать лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отдаление от нее Святого Духа, Которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог, чтобы он жил подобно Ангелам Божиим”.

Святитель Григорий Палама: “…как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И это есть главным образом смерть, смерть души. На нее указывал Бог, когда, давая заповедь в раю, сказал Адаму: в какой день вкусишь от запрещенного древа, смертию умрешь (Быт. 2, 17). Ибо тогда умерла душа его, через преступление отделившись от Бога; по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девятисот тридцати лет. Но смерть, прибывшая через преступление, не душу только сделала непотребною и человека подклятвенным, а и тело, соделав многоболезненным и многострастным, предала наконец смерти…”

Итак, истинная смерть человека – духовная, она есть разлучение души с Богом вследствие соделанного греха. “Истинная смерть – в сердце, и она сокровенна, ею умирает внутренний человек”, – говорит преподобный Макарий Египетский. Именно о духовной смерти Бог предупреждал человека в раю, телесная смерть есть лишь одно из ее последствий. Насколько душа важнее тела, настолько духовная смерть серьезнее и страшнее телесной. Поэтому Спаситель говорит ученику, у которого умер отец: “Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов” (Мф. 8:22). Мертвыми Он называет мертвых духовно. Святой апостол Павел, следуя своему Божественному Учителю, говорит о грешниках, как о людях “мертвых по преступлениям и грехам” (Ефес. 2,1). А святой апостол Иоанн Богослов пишет: “не любящий брата пребывает в смерти” (1Ин 3:14).

Братия и сестры! Истинный смысл Пасхи Христовой – освобождение от духовной смерти, воскресение духовное, примирение с Богом. Из отверженных мы сделались желанными, из проклятых – благословенными, из чужих Богу – детьми Божиими. Святой апостол Павел пишет: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор 5:18,19). Возненавидим же грех, который стремится умертвить нашу душу, возлюбим покаяние, которое воскрешает ее! И едиными устами и единым сердцем будем прославлять воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, спасшего нас от смерти и введшего в жизнь вечную! Аминь.