Сегодня Святая Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.
Символическим значением этого события явилось то, что неодушевленный ковчег Ветхого Завета, который пребывал в храме Соломона во Святое святых, был как бы заменен одушевленным ковчегом Завета Нового, ибо Пресвятой Деве суждено было стать вместилищем Того, Кто возжелал воплотиться и придти к людям ради их спасения. В этом смысле мы наблюдаем, как Новый Завет заменяет собою Ветхий, не нарушая его, но дополняя, облагораживая и совершенствуя, подавая ему новый высший первоначального смысл.
Но у этого праздника есть и другое, более глубинное значение, которое применимо к каждому человеку в его жизни. Все дело в том, что «Господь не в рукотворенных храмах живет», но истинным вместилищем Его является человеческая личность. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы»(1Кор. 3:16,17) — пишет св. апостол Павел. Что же тогда символизирует Введение во храм? Не что иное, как осознание себя этим храмом Божиим. Не случайно Богоотроковица была введена во храм в 3-летнем возрасте. Согласно возрастной психологии это есть тот возраст, в котором человек начинает осознавать себя — что он есть, что он мыслит, говорит, делает. Но есть еще более глубокое самосознание, которое может наступить во всяком возрасте — это осознание себя не просто человеком, но храмом Божиим, осознание себя причастником Божественной жизни и Божественной благодати. Человек вдруг осознает, что он живет не просто так, но что цель его жизни есть единение с Богом и пребывание в Нем. «Ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» — пишет блж. Августин.
Древнегреческий философ Хилон как-то высказал мысль: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную». На нашем православном языке можно сказать: «Познай самого себя и ты познаешь Бога». Это действительно так. Когда человек сосредотачивается в себе и входит в потаенную клеть своей души, он как бы входит внутрь некоего храма, который хотя и осквернен и находится в запустении, но сохраняет отблески небывалой первоначальной красоты и гармонии. И человек невольно начинает задумываться — для кого предназначен этот храм, Кто должен обитать в нем? А когда понимает, что этот храм — вместилище Божие, тогда начинает всячески заботиться о чистоте и порядке в нем.
Но на пути этого божественного самоосознания существуют и серьезные препятствия. Враг рода человеческого диавол всяческими развлечениями, фантазиями, философиями, науками и искусствами старается удержать сознание человека как бы на поверхности, в беспечности, подальше от той двери, которая ведет во внутреннюю скинию сердца. Православными аскетами на протяжении многих веков разрабатывался и успешно применялся способ вхождения во внутреннюю клеть своей души для единения с Богом — это умно-сердечная Иисусова молитва. Ни против чего так не вооружается диавол, как против нее. Ибо она кратчайшим, как святые отцы говорят — «золотым» путем вводит человека внутрь себя для обретения там Бога.
Мы привыкли искать Бога где-то вне себя — на небе, в космосе, во вселенной, и не понимаем, что Бога следует искать внутри себя. Но чтобы Он вошел во внутреннюю скинию души, она должна быть чистой от греха и от страстей. Будем же блюсти внутреннюю храмину своей души с любовью к Богу ожидая Его посещения. Ибо как сказал Он: «…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14:23). Аминь.