Лк 10:25-37.
«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.»
Почему Спаситель не дает прямого ответа на вопрос законника о том, кто есть ближний, а рассказывает притчу? Ведь можно же, наверное, было сказать конкретно, что ближний – это тот-то. Но, подумаем, разве это можно объяснить? Ведь священник и левит, которые прошли мимо несчастного, отнюдь не считали себя жестокосердными и не думали, что нарушают заповедь закона. Конечно же, они эту заповедь прекрасно знали, но по их рассуждению этот человек не мог считаться ближним. Они послушали свой разум, который говорил им, что ближние – это родственники, или люди своего круга, но этот человек – не ближний, ему не стоит помогать. Самарянин же послушал свое сердце.
Можно ли объяснить разуму, кого нужно любить, а кого нет? И вообще, что значит любить? Конечно же, этого сделать нельзя. Да и нужно ли это делать? Этим всегда занималось и занимается человеческое сердце. Бог, который есть любовь, стучится не в наш разум, но в наше сердце, именно оно есть Его обиталище. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). И этот стук в продолжении всей нашей жизни повторяется очень часто. Ежедневно, ежечасно и, порой, даже ежеминутно Премудрый Господь создает для нас такие ситуации, при которых Он стучится в двери нашего сердца и просит Его впустить. Тем, кто всегда старается отворять эти двери, в итоге будет сказано так: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36). Тем же, кто эти двери запирает, будет сказано так: «…идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:41-43).
Можно сказать, что дела милосердия мы совершаем как-бы не сами, но их совершает Бог, войдя в наше сердце, потому что Он есть любовь. Часто люди, не понимая всего этого, говорят, что ближними являются все, и что нужно любить всех. Но Господь не говорит: любите всех, Он говорит: любите ближних, друзей. Да, действительно, каждый человек может стать ближним, другом, но не каждый им является. Частым следствием такого рассуждения, что ближние – это все, является такой образ действий, при котором человек начинает благотворить тем людям, которым его помощь вовсе и не требуется, но проходит мимо тех, кто в данный момент более всех нуждаются в его любви. Поэтому, если попытаться максимально точно сформулировать ответ на вопрос: кто есть ближний, можно сказать, что это тот, кто в настоящий момент более всех нуждается в нашем внимании, помощи и поддержке. Но даже имея такую формулировку в разуме можно ошибиться, потому что истинно указать на то, кто есть ближний, может только Бог, пребывающий в сердце. А чтобы Он там пребывал, Его нужно туда впустить, что и сделал самарянин.
Братия и сестры! «Бог есть любовь» (1Ин 4:16), и местом Его пребывания должно быть наше сердце. Это истинно Его дом и истинно Его храм. Наше же дело – следить за чистотой этого храма, чтобы он пребывал неоскверненным страстями, и вовремя отворить двери, когда Господь будет стучаться в них. Вот как говорит преподобный Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни: «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, — вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей небесной славы. Сыне, даждь Ми сердце твое, — говорит Он, — а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться царствие Божие». Аминь.