Лк 10:25-37.
«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Кто такие были самаряне? Данная этническая группа возникла из смешения евреев, населявших Израильское царство, с переселенцами из разных областей ассирийской империи. Угнав большинство израильтян в плен, ассирийский царь Саргон II поселил на их место колонистов из Вавилона и других земель, как о том говорится в Четвертой книге Царств: «И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых» (4Цар 17:24). Поскольку первоначально поселенцы не почитали еврейского Бога, Всевышний наслал на них бедствие в виде нашествия львов. Самаряне уведомили ассирийского царя об этом несчастье, указав его причиной свое незнание законов Бога земли, на которой они ныне живут. Тогда ассирийский царь повелел послать к самарянам священников из уведенных в плен израильтян, чтобы те научили поселенцев законам еврейского Бога. Приняв новую религию, самаряне, тем не менее, продолжали поклоняться своим старым богам. Позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому, а также и свой собственный альтернативный текст Торы (Пятикнижия Моисея), известное как «Самарянское Пятикнижие». Таким образом, самаряне олицетворяли собой классический образ еретиков, или даже сектантов. Поэтому, на более понятном нам современном языке сюжет притчи Спасителя был бы таков: был некто пострадавший, мимо которого прошел священнослужитель (к примеру, иерей или диакон), затем прошел церковнослужитель (пономарь, алтарник), а затем пострадавший был обнаружен сектантом, который в итоге и помог ему.
Эта притча наводит на размышление над вопросом: что является критерием истинной веры? Если кого-нибудь из нас спросить, почему мы почитаем православную веру истинной, то подавляющее большинство ответит, что ортодоксальность нашей веры заключается в истинности православных догматов, которые изложены в Символе веры. Кроме того, Священным преданием нам даны правильные обряды и Таинства. Да и вообще, весь сонм православных святых угодников свидетельствует об истинности нашей веры. Конечно, все это так. Но только вот у тех иудейских священников, которые прошли мимо пострадавшего, то же все это было: и истинное Священное Писание, и безукоризненное богословие, и совершенные обряды. А самарянин ничего этого не имел, даже напротив, пребывал в заблуждении. И, тем не менее, формально неверующий послушал свою совесть, а формально верующие ею пренебрегли. Все мы знаем из Евангелия такие слова Спасителя: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк 12:47). Но, наверное, мало кто задумывался над вопросом: что будет с тем рабом, который не знал волю своего господина, но исполнил ее? А ведь это и есть самарянин.
Критерий истинной веры был дан Спасителем на Тайной Вечери: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:34-35). Это есть то самое единственное условие, которое в логике еще называют необходимым и достаточным. Догматическое учение, каноны, обряды, творения святых отцов – все это пришло в Церковь потом как полезное дополнение, облегчающее усвоение этой единственной заповеди – показателя истинной веры. И, как это было до Пришествия Христа, всегда существовал соблазн фарисейства: оставить «важнейшее в законе» и, скрупулезно выполняя второстепенное, лицемерно выдавать себя за истинно верующего. Многие люди встречают в жизни своего «милосердного самарянина»: когда они падают, то трубящие о своей правильности и праведности проходят мимо, а милосердный самарянин молча подает руку и помогает встать. Аминь.