Рождество Христово

Сегодня Святая Христова Церковь отмечает одного из величайших событий в истории бытия всей Вселенной — это Рождество по плоти Одного из Лиц Пресвятой Троицы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который пришел в мир и воплотился от Пречистой Девы Богородицы Марии ради спасения падшего человечества.

Трудно переоценить значение этого события и дать ему достойную похвалу. Абсолютно все церковные учителя и проповедники всячески превозносили и восхваляли этот праздник, даже как бы соревнуясь между собой в витийстве и искусстве слова. Осознавая свою немощь, мы со смирением признаем, что не можем составить достойную похвалу этому событию — вочеловечению Сына Божия, а можем лишь с величайшим трепетом и ужасом взирать на то, что совершил Всемогущий Бог ради нашего спасения.

Итак, это величайшая радость для нас, верующих. Но давайте посмотрим, что говорят неверующие гонители и хулители христианства по поводу этого праздника. Они говорят: «Ваш бог принес на землю страдания. Он есть бог зла. Не успел ваш распятый придти, как на земле полились реки людской крови. Буквально через несколько дней после его рождения из-за него были зверски убиты Вифлеемские дети. И потом и до сего дня не перестает проливаться людская кровь за его имя. Вы поклоняетесь богу зла, богу страданий, который сам страдал и оставил своим последователем только страдания».

Многих верующих людей может смутить эта точка зрения. Ведь действительно, если мы беспристрастно взглянем на всю историю человечества, то увидим, что нет никакого имени и никакого учения, за которое бы проливалось столько людской крови и было бы столько людских страданий, как за Христа и за христианскую веру. Причем это продолжается и в настоящее время, вспомните гонения на христиан в Советском Союзе в XX-ом веке, которые по своей жестокости вполне сравнились с гонениями первых веков христианства. Почему это так? Веди Бог есть любовь. Может быть тогда правы еретики: мы обманулись и поклоняемся богу зла и страданий. Ведь и Сам Он говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф. 10:34).

Мы с вами коснулись очень сложного и противоречивого вопроса, который до сих пор вызывает недоумение у многих, в том числе верующий людей. Если Бог есть источник любви и всякого блага, то для чего Он попускает страдания? Причем страдают как виновники греха, так и люди совсем невинные. Последние даже сильнее и чаще, и эти страдания порой бывают очень нелепыми и жестокими. Христианство отвечает на этот вопрос так, что страдания необходимы ради нашего спасения. Ведь и Сам Господь страдал ради нас практически с самого Своего рождения. Он родился зимой, когда было холодно, в пещере для скота, возлежал в яслях. Потом Ему пришлось бежать в Египет от гнева царя Ирода, претерпевать различные неудобства и напасти. Потом Он жил в безызвестном Назарете, добывал Свой хлеб в поте лица. Потом Он ходил и проповедовал в иудейских городах, и «не имел, где преклонить главу», и также претерпевал различные напасти и скорби от неверующих в Него иудеев, которыми Он был в конце концов поруган и распят на кресте. Вся Его жизнь была непрекращающимся страданием с самого Его рождения. Не даром на некоторых древних иконах, родившийся Младенец-Христос изображается лежащим не в яслях, а на жертвеннике. И все эти страдания и скорби, которые Господь претерпел в течение всей Своей жизни ради нас, и которые нам нужно претерпеть ради личного спасения, объединяются одним символическим словом «Крест».

Да, Господь пришел на землю, чтобы спасти нас, но Он также принес на землю средство спасения — крест, который необходимо принять каждому. Без креста невозможно спастись: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф. 16:24) — сказал Господь. Но почему это так? Если Господь всемогущ, почему Он не может спасти нас без креста и без страданий? В страданиях за нас Господь открыл нам всю глубину своей любви к нам, потому что любовь нигде так более не проявляется как в страдании за любимых. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). Неся свой крест, страдая ради Христа и ради наших ближних, мы тем самым являем свою любовь к ним. Крест есть средство к научению любви, школа любви, не пройдя через которую мы не можем войти в Небесное Царство, которое есть царство любви, потому что «Бог есть любовь» (1Ин 4:16).

Господь ради спасения дает личный крест каждому человеку: и верующему, и не верующему. Но люди по-разному принимают этот крест: кто-то несет со смирением и покорностью, и спасается, а кто-то ропщет и хулит Бога, и погибает. В этом отношении все человечество можно уподобить двум разбойникам, которые были распяты рядом со Христом. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Луки 23:40-43).

У известного современного церковного поэта иеромонаха Романа (Матюшина) есть такие строки:
О, Боже мой, распятый как злодей,
Тебе, Тебе с Отцем и Духом Слава!
Своим Крестом Ты разделил людей
На тех кто слева и на тех кто справа.

Дорогие братия и сестры! Взглянем на себя! Все мы по грехам нашим разбойники и злодеи, распятые рядом с нашим Спасителем, Господом Иисусом Христом. Но с какой стороны мы распяты? Как мы относимся к нашему личному кресту? С какими чувствами мы несем его? Будем же стараться уподобиться благоразумному разбойнику! Господь Своим Рождеством принес на землю спасение и средство достижения этого спасения — крест. Будем же нести его со смирением и любовью, помня о том, что это есть «иго благое и легкое», чрез что мы явим Господу, что мы истинно Его ученики. Аминь.