Притча о мытаре и фарисее

Лк 18:10-14.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Дорогие братия и сестры! Мы часто думаем, что Бог судит человека по количеству соделанных им грехов, и рассуждаем порой о других людях так: этот много нагрешил, Бог его накажет, а этот согрешил мало, его скорее всего Бог помилует. Равным образом мы обращаем внимание на количество соделанных человеком добрых дел и считаем, что сотворившие много добра более достойны милости от Бога, чем сотворившие мало. Правильны ли такие рассуждения?

В первую очередь нужно сказать о том, что грех не имеет меры в очах Божиих, то есть согрешившие много и согрешившие мало — одинаково грешники пред Богом. Святой апостол Иаков так выражает эту мысль в своем соборном послании: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10-11). Отсюда ясно, что количество соделанных человеком грехов или степень греховности человека не является основанием Суда Божия.

Если же говорить о количестве сотворенных человеком добрых дел, то и оно, скорее всего, не определяет Суд Божий о человеке. В первую очередь потому, что все наши добрые дела никогда не могут быть идеальными, ибо оскверняются нашей страстностью и порочностью. Во вторых потому, что все наше добро чрезвычайно мизерно по сравнению со всеми благодеяниями Божиими, оказанными нам. Да и сами ли мы творим добрые дела? Не совершаются ли они Духом Божиим, побуждающим нас на добро? «…без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5) — говорит Спаситель. Можем ли мы рассчитывать на наши добрые дела, когда Спаситель говорит: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17:10).

На каком же основании Бог судит о человеке? Не потому, кто сколько сотворил добра, и даже не потому, насколько кто согрешил, но потому, кто как покаялся. Ибо все мы, грешники, не имеющие за собой добрых дел, входим в Царство Небесное дверью, которая называется «прощение виновного». И это подтверждается не только притчей о мытаре и фарисее, в Евангелии есть множество мест, говорящих о том же: покаяние блудницы, омывшей слезами ноги Спасителю, покаяние благоразумного разбойника, покаяние Закхея-мытаря. И потом еще множество-множество историй покаяния святых угодников Божиих, которые становились святыми не по количеству грехов или добрых дел, но за искреннее глубокое покаяние.

Рассказывают такую притчу. Один священник преставился и оказался перед вратами рая. Перед вратами находится апостол Петр с ключами, который говорит батюшке: «Для того, чтобы войти в рай, необходимо набрать 1000 очков». Священник недоумевает: «Какие очки?» — «Называй свои добрые дела», – говорит апостол. Батюшка называет: «Я построил храм». — «Хорошо, 2 очка», — отвечает апостол Петр. «Я воспитал в вере своих детей», — говорит батюшка. «Хорошо, это еще 2 очка», — отвечает апостол. «Я окормлял своих прихожан, учил их заповедям Божиим, молился за них». «Хорошо, — отвечает апостол, — за это еще 4 очка». Батюшка понял, что ему никак не набрать 1000 очков и взмолился: «Боже, милостив буди мне грешному, я ничего не сделал пред очами Твоими». «А вот за это 992 очка», — сказал апостол Петр и открыл врата Царствия Небесного.

Все посланники Божии — пророки и апостолы, да и Сам Господь Иисус Христос, когда выходили к людям на проповедь, в первую очередь призывали их к покаянию: «Покайтесь! Приблизилось Царство Небесное!» Потому что только покаяние определяет Суд Божий о человеке. А если быть совершенно точным, то можно сказать, что Бог вовсе и не судит нас, Он просто отвечает Своей любовью на нашу любовь к Нему. «…прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк 7:47) — говорит Господь о грешной женщине, которая облила его ноги слезами. Поистине блажен тот, кто услышит такие слова перед вратами Царства Небесного. Аминь.