Притча о добром семени и о плевелах

«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13:24-30) «…сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:37-43).

Эта притча ставит перед нами очень сложный вопрос о человеческой свободе. Свободны ли мы? Или заранее предопределено, кто является добрым семенем, а кто сорным? Кто в итоге своей жизни принесет добрый плод, угодный Богу, а кто будет сожжен адским пламенем как злой плод, посеянный дьяволом? Ответить можно просто: если бы мы не были свободны, тогда нас не за что бы было и судить в конце жизни. И тогда, вообще, не было бы смысла нам проживать эту жизнь, в которой каждый проходит через очень сложную и длительную борьбу добра и зла внутри себя. Какой смысл решать задачу, если ее итог уже известен?

Недоумения о человеческой свободе происходят из-за неправильного понимания ее сути: мы не имеем такой свободы, чтобы творить что угодно и когда угодно. Свобода нашей воли целиком заключается в свободе выбора из уже готовых предлагаемых вариантов. Причем, даже при иногда кажущемся многообразии этих вариантов, в действительности, их всегда только два – добро или зло. Или, можно сказать образно, следуя притче: пшеница или плевел. Постоянно в течение жизни в поступках, словах, даже мыслях человеку предлагается выбор между добром и злом, и нет ничего иного, что можно было бы выбрать. Жизнь подобна дороге с множеством развилок, но как бы ни был витиеват ваш путь, в конце его вас ждет либо Царство Небесное, либо печь огненная.

Большинство людей живет не совсем осознанно, руководствуясь в своей жизни общепринятыми стереотипами, и не отдавая себе отчета в том, откуда они пришли, куда идут, и что действительно ценно в этой жизни. Принцип «я как все» позволяет успокоить совесть и заглушить порой мучающие вопросы о смысле своего существования. Наглядность и понятность материальных благ настолько затмевает ум, что даже осознание предстоящей их потери после смерти становится безразличным. А в поисках того, что действительно ценно после смерти, истинной духовности, человек часто попадает в сети лжеучителей, которые, на словах рассуждая о духовном, на деле чтут материальное.

Существование каждого человека – это его сугубо личный, индивидуальный диалог с Богом – с Тем, кто дал человеку эту возможность – существовать. И по окончании земной жизни каждому придется дать отчет именно и только лишь за себя: на что ты потратил этот божественный дар – существование? Принес ли ты какой-то плод любви и добра, или растратил свою жизнь на призрачное, не имеющее ценности в очах Божиих?