Праздник иконе Божией Матери Нечаянная Радость

Сегодня Святая Православная Церковь отмечает праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». История этой иконы такова: «Некий многогрешный человек имел повседневный обычай — к Пресвятой Богородице молиться, повторяя часто слова ангельского приветствия: «Радуйся, Благодатная!» Однажды, собираясь на скверное беззаконие, он обратился к образу, чтобы сначала совершить обычное к Ней моление, а потом идти на замышленное злое дело. Когда же стал он молиться, напал на него страх и ужас: видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте. При виде этого он упал от страха и закричал: «О, Госпожа, кто это сотворил?» Отвечала Богородица: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего, как иудеи». Тогда грешник зарыдал, говоря: «Помилуй меня, о Матерь Милосердия!» Она же отвечала ему: «Матерью Милосердия Меня называете, а сами скорбью наполняете Меня делами своими». И сказал грешник: «Нет, Владычица, да не преодолеет злоба моя неизреченной благости и милосердия Твоего, Ты одна всем грешникам надежда и прибежище. Приклонись на милость, благая Матерь! Умоли о мне Сына Твоего и Творца моего!» Тогда Преблагословенная Матерь начала молить Сына: «Благоутробный Сын Мой, ради любви Моей помилуй этого грешника». Но Сын отвечал: «Не прогневайся, Матерь Моя, что не послушаю Тебя. И Я молил Отца, чтобы миновала Меня чаша страданий, — и не послушал Меня». Тогда сказала Мать: «Сын Мой! Помяни вскормившую Тебя и прости его». Отвечал Сын: «И во второй раз молил Отца о чаше, и не послушал Меня» (см. Мф 26:39-42). Снова просила Мать: «Помяни болезни Мои, которые с Тобою претерпела, когда Ты на Кресте телом, Я же — под Крестом утробою уязвлялась, ибо проходило оружие сквозь душу Мою» (см. Лк. 2:35). Отвечал Сын: «И в третий раз молился Отцу, да мимо несет чашу, но не благоволил послушать». Тогда Мать посадила Сына и хотела к Его ногам припасть, но Сын возопил: «Что хочешь сотворить, о Матерь?» — «Буду, — говорит, — лежать у ног Твоих с этим грешником, доколе не простишь ему грехи». Тогда сказал Сын: «Закон повелевает, чтобы Сын чтил Мать, правда же хочет, чтобы Законодавец Сам был исполнителем закона. Я Сын Твой, Ты же Мать Моя, и Я должен Тебя чтить, слушая Твои моления. Да будет, как хочешь: ныне прощаются грехи ему Тебя ради. В знамение же прощения пусть лобызает язвы Мои». Встав, грешник с благоговением коснулся устами Пречистых язв Его и пришел в себя. Когда исчезло видение, почувствовал он сердце свое исполненным трепетом и радостью, начал еще сильнее плакать и рыдать, припадая к образу Владычицы, благодаря и моля, чтобы всегда ему быть помилованным, как видел в ужасном видении благость Господню, грехи прощающую. И с тех пор исправил он свою жизнь».1.

Мы привыкли думать, что Бог гневается на нас за наши грехи, или оскорбляется нашими грехами, но никогда не задумываемся над тем, что более всего Бог страдает из-за наших грехов. «Ну как же?» — говорят богословы: «Божество бесстрастно, Оно страдать не может». Да, Божество бесстрастно, но это не надо понимать так, что Оно бесчувственно. И наши грехи не столько прогневляют Его или оскорбляют, сколько причиняют Ему скорбь, что показывает отрывок из вышеприведенного повествования: «…открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте».

Мало кто из христиан задумывается над тем, что мы в действительности поклоняемся Богу страдающему. Центральным и основным символом Христовой Церкви является Крест, и мы поклоняемся ему, но на нем распят Спаситель. В Древней Римской империи римляне враждебно относились к христианству отчасти из-за того, что по их мнению оно проповедовало людоедство: «Как вы можете есть плоть и пить кровь вашего Бога?!», — говорили они. Для нас естественны и привычны слова, которые возглашает священник за Божественной Литургией: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «Пийте от нея вси, сия есть кровь моя, новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая, во оставление грехов». А многие святые угодники Божии видели, как во время Литургии ангелами приносится Младенец, который закалается ими, разделяется и преподается верующим в Святой Чаше.

Бог есть любовь, и Он не гневается, не оскорбляется, но Он страдает. Люди, когда хотят предотвратить какое-либо беззаконие, говорят: не будем прогневлять Бога. А правильнее будет говорить: не будем причинять Богу страданий, не будем мучить Его, не будем снова распинать Его подобно тому, как отвечала Пресвятая Богородица разбойнику: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего, как иудеи». Прогневлять может раб хозяина, оскорблять – наемник господина, но дети Божии причиняют скорбь Отцу своим непослушанием.

Возлюбленные! Мы не рабы и не наемники, но мы – дети Божии, будем же достойны этого звания. Аминь.

1 Димитрий Ростовский, свт. «Руно орошенное». Электронная версия: http://www.golden-ship.ru/load/ikony/runo_oroshennoe/34-1-0-482