Исцеление дочери Иаира и кровоточивой жены

Мк 5:22-43.
«И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тот час говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит девица, тебе говорю, встань. девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.»

Господь наш Иисус Христос во время своей земной жизни совершил множество чудес. Подавляющее большинство из них были чудеса исцелений, их было сотни, даже тысячи. Почему же святые евангелисты обратили внимание именно на этот эпизод? Случайно ли он попал в евангельское повествование? Что такого особенного совершили начальник синагоги Иаир и кровоточивая жена? Никто, как мы знаем, не получал от Христа помощи без веры в Него, но эти люди совершили настоящий подвиг веры, поэтому он и был запечатлен святыми евангелистами. В чем же состоял этот подвиг?

Иаир был начальником иудейской синагоги, что говорит о том, что это был человек именитый и уважаемый, ортодоксальный иудей, ревнитель Моисеева закона. Христа же, как известно из евангельских повествований, не всегда благосклонно принимали в синагогах, часто злобились на Него, неоднократно даже порывались погубить, а позже вообще не принимали в синагогах и отлучали от них тех, кто признавал Его за обещанного Мессию. Поэтому, обращаясь ко Христу за помощью, Иаир серьезно рисковал своей репутацией и положением в обществе.

Что же касается кровоточивой жены, то относительно такого случая имелось даже постановление Моисеева закона, говорящее о том, что жена, имеющая течение крови, является нечистой, почему должна оставаться в своем доме одна и отнюдь не входить в общество, дабы от соприкосновения с нею другие люди не осквернились. Нарушение этого постановления строго наказывалось, поэтому, находясь в толпе людей, эта женщина почти что рисковала своей жизнью.

Что же делает Спаситель? Он усугубляет подвиг веры обоих. Попущением Божиим дочь Иаира умирает. Окружающие говорят ему, что бы он больше не утруждал Учителя. «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк 8:50), — слышит он от Христа. Находясь в великом смятении он терпит насмешки окружающих о словах Спасителя, что его дочь якобы спит. И только великим усилием воли преодолев все сомнения он получает просимое – дочь его оживает.

Что же кровоточивая жена? Она хотела сделать все тайно, не обнаруживая ничего пред другими людьми, но Спаситель повелевает ей открыть причину, по которой она прикоснулась к Нему. В великом смятении, зная, что она рискует быть побитой камнями, она падает к ногам Христа и объявляет Ему истину перед всем народом. Что же она слышит? «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк 8:48). Вот, она исцелена, и никто ее не трогает.

Братия и сестры! Мы не можем получить от Бога просимого нами, если не совершим некоего подвига веры. И этот подвиг заключается отнюдь не только в том, чтобы несомненно веровать в получении желаемого, но и еще и в самоотвержении ради Христа. Начальник синагоги Иаир ни во что вменяет свое положение в обществе, кровоточивая жена вообще готова расстаться с самой жизнью. Спаситель сохраняет им и то, и другое, но саму готовность к самопожертвованию принимает, как уже принесенную жертву. Вспомним подобный же случай исцеления слуги сотника. Да, он имел великую веру, но насколько он еще унизил, смирил себя пред Богом. Ведь он был военачальником, представителем римской оккупационной власти. Он мог бы просто в грубой форме потребовать привести к себе Христа, но он смиряет себя, почитая недостойным даже принять Спасителя в свой дом, и такое самоотвержение сразу же вознаграждается Богом.

Братия и сестры! Будем не только несомненно веровать, но и всецело предавать себя в руки Божии, зная, что это есть первейшее дело, которым должна являться наша вера. Будем готовы пожертвовать ради Христа всем, как и Он пожертвовал всем ради нас. Потому что сущность взаимоотношения Бога и человека заключается не столько в вере в Бога, сколько в любви к Нему. И это есть та любовь, от которой, по апостолу Павлу, ничто нас не может разлучить. Аминь.