Память преподобного Серафима Саровского

Сегодня Святая Православная Церковь отмечает память великого угодника Божия – преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. Жизнь святых праведников всегда содержит в себе много поучительного. Разберем один случай из жития преподобного Серафима, который касается такой добродетели, как монашеское послушание.

Одна Дивеевская монахиня, современница святого подвижника, рассказывала следующее: «У нас в трапезе была стряпухой строгая-престрогая сестра. Всем была хорошая сестра; да как еще-то было при матушке Ксении Михайловне (Кочеуловой) в старой обители — а матушка-то Ксения Михайловна, не тем будь помянута, была очень скупенька — так строго заведено было, что по правде частенько сестры-то друг у друга хлебец тихонько брали. Вот и узнал это батюшка Серафим да и потребовал ее к себе. Пришла она, и я в то время была у батюшки. Отец Серафим разгневался на нее и так страшно, строго и грозно ей выговаривал, что страх и ужас охватил меня». Та ссылалась на приказы начальницы. А отец Серафим ей все свое: «Так что же что начальница! Не она моих сироточек-то кормит, а я их кормлю. Пусть начальница-то и говорит, а ты бы потихоньку давала да не запирала. Тем бы и спаслась! Нет, матушка, нет тебе моего прощения! Сиротам да хлеба не давать?» Вскорости эта сестра занемогла и умерла.»

Многим православным известно такое высказывание о монашеском послушании: «Послушание превыше поста и молитвы». Это правда, но часто эти слова необдуманно понимают так, что в монашестве послушание превыше всего. Но что мы видим в вышеприведенном отрывке: сестра-стряпуха, исполняя послушание настоятельнице, не давала насельницам хлеба. И отец Серафим отругал ее за это, да еще как отругал. Она, как сказано, оправдывалась, ссылаясь на приказы начальницы. Она могла бы даже дерзнуть указать святому угоднику на необходимость послушания в монашеском делании, на святость этой добродетели. Но что она слышала в ответ: «Сиротам да хлеба не давать? Нет, матушка, нет тебе моего прощения!» Что же, преподобный Серафим учил ее непослушанию, когда говорил ей: «Пусть начальница-то и говорит, а ты бы потихоньку давала да не запирала»? Нет, но он учил ее другой великой добродетели, которая превыше всякой добродетели, и есть основа всякой добродетели.

Братия и сестры, не обманывайтесь, нет ничего превыше любви! И в монашестве, как и во всем христианстве, она должна быть превыше всего. Любовь есть основа всякой добродетели, и если добродетель теряет эту основу, то совершенно извращается. Есть одно очень хорошее высказывание неизвестного автора, которое как нельзя лучше отображает то, во что превращаются добродетели без любви:

«Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Правда без любви делает человека критиканом.
Воспитание без любви делает человека двуликим.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Ум без любви делает человека хитрым.
Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Власть без любви делает человека насильником.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком.»

Во что же превращается послушание без любви? В рабство, в роботизирование человека.
Благочестивое христианское предание о 20-ти мытарствах говорит о том, что на последнем 20-м мытарстве, которое находится непосредственно перед вратами Небесного Царства, испытывается добродетель милосердия. Человек может быть безгрешен во всем, но если в нем не обретается любви к ближним, то он падает вниз с самой высокой ступени. О таких людях говорит Господь в Евангелии от Матфея: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:22,23).

Ветхозаветные фарисеи обвиняли Спасителя в непослушании постановлениям Моисеева закона: в нарушении заповеди о субботнем покое и т.п. А Он творил дела милосердия в субботы и отвечал им: «…пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13).

Когда святой апостол Иоанн Богослов был уже очень стар, он только и делал, что повторял своим ученикам: «Братия, любите друг друга!» Так как к тому времени он был последний из тех, кто лично общался со Спасителем, то ученики как-то стали просить его: «Учитель, расскажи нам о Господе. Что он говорил?» Апостол встал и торжественно произнес: «Господь говорил: любите друг друга!» Ученики обиделись: «Авва! Это мы уже слышали много раз. Но неужели Господь больше ничего не говорил?» Апостол подумал немного и ответил: «Почему? Говорил, но одно это исполнить – довольно для спасения». Аминь.