Крещение Господне

Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает евангельское событие Крещения Господа нашего Иисуса Христа от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это событие послужило основой для Таинства Крещения, через которое Православная Церковь принимает в свое лоно верующих во Христа, и которое, таким образом, является началом спасения человека. Но можем ли мы утверждать, что спасутся только крещеные, а некрещеные – не спасутся? Предположим, какой-нибудь человек был рожден и воспитан в чуждой христианству религиозной традиции. Предположим, что он прожил свою жизнь в доброй совести, старался помогать людям, был милосердным и отзывчивым. Возможно, ему кто-нибудь и предлагал принять христианское крещение, но он не пожелал, так как хотел остаться верным традициям своих отцов. После смерти этого человека Христос спасет его или нет? Или Бог спасает только крещеных? А если человек в своей жизни исполнил заповедь любви к ближним, но не был крещен?

Иногда приходится слышать такое мнение, что истинное добро и любовь невозможны вне христианства. То есть, до принятия крещения человек не может понимать и творить истинное добро. В ответ на это хочется воскликнуть: Да не же ли?! Разве вне христианства нет добрых людей? Разве только после крещения у человека появляется совесть? Разве для того, чтобы понять, что значит одеть нагого, накормить голодного, навестить больного, нужно обязательно вначале покреститься? Вот вам пример: милосердный самарянин был еретиком с ортодоксальной точки зрения, но именно он помог нуждающемуся. Не занимается ли нынешнее православное священство интеллектуальным экстремизмом, когда утверждает, что только христиане могут быть истинно добрыми, и только они могут спастись?

Целью христианской веры является нравственность – стяжание любви в сердце. Таинства и обряды не являются целью христианства, а только служат как удобные средства для достижения нравственных целей. Поэтому, в конечном итоге не важно, каким образом человек стал добрым, главное – что он им стал. А использовать средства, но не достигать цели – это значит лицемерить, фарисействовать. Как ни странно, но любое религиозное учение, которое полагает своей целью добро и любовь к ближнему, имеет основание во Христе. Ведь Господь не сказал, что только те, кто приняли Таинство Крещения, являются Его учениками, но Он сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Можно на это возразить и сказать, что в Евангелии и Посланиях святых Апостолов есть множество отрывков, указывающих на важность Таинства Крещения. Да, но когда писались Евангения и Апостольские Послания, под крещением понимался не знакомый нам обряд, а чистосердечное исповедание грехов с твердым отречением от них, которое сопровождалось символическим омытием в воде тела человека. Главное в христианском крещении – решимость человека оставить ради Христа греховную жизнь, а не окунание человека ради Христа в воду. Поэтому, новокрещеному младенцу и даются восприемники, чтобы в будущем воспитать в нем добрую совесть и любовь к ближним, а иначе Крещение было бы бесполезным. Аминь.